-Мы с вами просто побеседуем на тему Михаила Михайловича Балашова.
-Прекрасно, прекрасно.
-Давайте так, начнем с того, где первый раз вы увидели, где познакомились, в связи с чем познакомились с Балашовым?
-И отвечать мне следует на этот вопрос?
-Отвечать, конечно.
-Честно и справедливо. Понял.
-Абсолютно.
-Мы, так уж получилось, вместе поступали на физтех в один и тот же год - 57 год. Все мальчишки, девчонки (девчонок всегда мало там было, мальчишки, в основном) конечно мало знали друг друга во время сессии, когда поступили. А дальше уже на первом же курсе по интересам, кого что влекло в институте. Одних наука серьезная влекла, других и наука по необходимости и что-то другое, что умел, хотел делать. И тут мы узнали, что хор существует на физтехе. И мы случайно вот так вот собрались в хор. Лева... буду забывать иногда фамилии, это много времени прошло очень. Кого-то вспомню.
И в этом хоре мы пересеклись с Мишей. Пели там. А потом, когда первый курс окончился, была традиция на физтехе в агитбригады ездить. Она только начиналась. При нас первая поездка была, мы на первом курсе не поехали в эту агитбригаду. По московской области ездили по деревням. Там концерты какие-то давали. И недели две во время зимних каникул мы ездили туда. Вот там мы и познакомились близко. Кто что умеет. Миша сразу с гитарой, песнями. Он играл. Он, как потом жизнь показала, просто был одаренный человек во многих ориентациях, во многих направлениях житейских. И с музыкой он был удивительно хорошо не знаком, но внутренним даром обладал. И профессионально рос прямо на глазах совершенно, владея гитарой. Потом я с ним очень близко сошелся в дальнейшем. Жизнь так нас свела.
А вот тогда еще как-то мало он играл на 7-струнной гитаре. Жизнь показала, что нужна 6-струнная. И он быстро перестроился, достиг больших успехов в 6-струнной гитаре.
-А вы с ним жили в общежитии?
-В общежитии, в разных комнатах.
-Все-таки в разных.
-Потому что разные факультеты. Я жил вместе с ним потом много лет спустя здесь в Черноголовке в одной квартире, в одной комнате. Это потом жизнь так свела нас. А раньше мы на таком концертном поприще что ли, на песнопении встречались и познавали друг друга.
-Он был откровенен с вами?
-Я не могу сказать, что в то время он был откровенен. У него было много друзей, как у каждого. У него был свой круг знакомых по своему факультету, по своей лаборатории, по своей группе. У меня был свой круг знакомых. Мы жили в разных корпусах тогда. Тогда мало встречались, кроме агитпоходов от поездки, когда он ездил.
И концертная самодеятельность: выступления на вечерах в театре советской армии обычно традиционный вечер бывал. Физтех отмечал годовщину своего рождения в театре советской армии. Вот там выступал Михаил.
-Вы там в хоре выступали?
-Хор выступал, квартет выступал, песни пели, самодеятельность какая-то была. Это все в театре советской армии во время торжественных вечеров.
-Прошу прощения, а квартет это уже он создал?
-Это позже. Это он. Вот я о нем буду тоже что-то говорить. Квинтет скорее. Он квинтетом-квартетом был, да. И летом, и зимой, летом в летние каникулы мы в эти походы ездили, зимой в зимние каникулы на лыжах ходили в эти походы. Вот потом я собирал фотографии, случайно получилось, альбом, уходя из дома, захватил. Здесь первых шести поездок - агитпоходов есть. Где-то Миша был, где-то Миша не был. Здесь много Михал Михалыча.
-Открывайте! Давайте смотреть.
-У вас он Михал Михалычем зовется, у нас он просто Миша. Если я найду здесь, конечно. А вот случайно открыл фотографию.
-Нет, не поворачивайте. Только комментируйте, мы потом отснимем все.
-Вот, например, организатор сегодняшнего вечера - Гена Новиков. Вот нашел случайно фотографию. Вот он здесь, организатор сегодняшней встречи. Мы с ним сидим, чай пьем. (не разб.) Мишу, Мишу, сейчас я найду где-нибудь Мишу. Трудно сразу найти. Я не готов к такой встрече, конечно. Но в первых походах мы были вместе. Танцы, люди, перерыв в баскетболе...
-А что за агитпоходы? Смысл какой был этих походов?
-Агитпоходы - это стали... мы разного поколения люди с вами. Вы не знаете ту жизнь, какая у нас была в те годы. Тогда была идеология, коммунистическая партия, комсомол, партия, все едины. Против ничего нельзя, за нужно и можно. И много было поездок, когда нужно было в село ехать и читать им лекции, сельским людям. И вот как-то возникла случайно первая поездка в 58 году в агитпоход. Ребята сами себя организовали, но без лекций нельзя. Вы, пожалуйста, идеологическую лекцию какую-нибудь. И кто-то читал лекции, а остальные самодеятельность делали. Да-да, песни, кто-то танцевал, кто-то......... делал, пантомиму какую-то делал......... Потом в дальнейшем у нас появилась корова. Настоящая корова, большая такая, длинная, куда два человека влазили и танцевали.
Убийственный номер был совершенно. Рассказ большой про историю. Это я уже написал, поскольку я сам был этой коровой, половиной коровы.
-А Балашов?
-А Балашов песни пел в это время. Он туда не лазил ни разу с нами в корову. Там были другие танцоры. Видите, я больше сейчас буду про себя то, что я помню. Про Мишу я постараюсь больше говорить. Про себя не буду.
-Да, вы мне все-таки расскажите про Мишу.
-Про Мишу, про Мишу, понимаю.
-Какой он был?
-Сейчас подойдем. Потому что все дальше раскрылось, я слишком много буду говорить. Я сейчас заканчивать буду. В поездки он не очень часто в эти походы ходил. Не очень часто. У каждого своя воля была. И вот здесь вот люди, которые сейчас собрались, они тоже ходили в походы, в агитпоходы, но Миши уже не было. Нас не было с Мишей там. Они другое поколение совершенно.
А с Мишей на физтехе. Чем он был знаменит? Созданием квинтета. Потому что в агитпоходы он ездил, там кто есть, тот и поет. Вот и хор. На сцене в деревне люди слушают - хорошо поют. Здесь есть много фотографий мы с Мишей поем квартетом. Но это случайный квинтет.
А Миша внутри, поскольку он был талантливым музыкантом в душе, он подыскивал себе людей, которые соответствуют его требованиям - музыкальным и слухом хорошим, голосами хорошими. И такой квартет где-то на 4 курсе выкристаллизовался, который потом честь и гордость доставил физтеху, выступая по телевидению и на КВН.
Первые КВНы как раз были в 62-63 гг. Тогда был Аксельрод, а потом сейчас кто у нас ведет? Мосляков. Который навечно (место?) занял и сейчас ведет КВН. А первый был Мосляков и женщина, забыл, как ее фамилия, но знал.
-Жильцова, да?
-Жильцова Таня, да. По-моему, Таня.
-Светлана.
-Светлана Жильцова, совершенно верно. На этом КВНе физтех (был конкурс большой пробиться на КВН) пробился как-то, в финал вышел. Многократно выступал, ездили на эти КВНы и вышел в финал, где встречались с киевским ...... институт гражданского флота.
И вот на этом КВНе выступал квинтет физтеховский, организованный Мишей Балашовым был. Они великолепно пели Таня из МГУ, поющие Таня с женой
-Никитины.
-Никитины. С Таней Никитиной. Они приезжали недавно, и он оценил выступление Балашова, как одно из самых высоких. Квинтета Балашова. самых талантливых ансамбле таких самодеятельных.
-Давайте нормально скажем, а то мы тут вас немножко перебили. Что Таня и Сергей Никитины оценили.
-Очень высоко оценили.
-Еще раз вы скажите так.
-Скажу еще раз, пожалуйста. Был вечер совсем недавно был вечер памяти на физтехе Миши Балашова. Много снимков есть на эту тему и снято, наверное, на физтехе, это сейчас спросить Яна или кого-то, он скажет, где можно взять документы эти. Там выступало
несколько квинтетов. Не квинтетов – ансамблей, которые хорошо знали Мишу Балашова. Ансамбли, типа Сережи и Тани, такого уровня ансамбли. Из Питера приехали. Посвящен памяти Миши Балашова был. И там был старый уже не квинтет, а квартет, старый квартет, который Миша Балашов создал, без Миши. Он его создавал. Андрей..... Сева Шарыгин, Коля Кузнецов (академик) и Алик Андреев. В Черноголовке жил здесь, но уже нет. Нам уже всем помногу лет. Под 80, больше-меньше. И на том вечере они о Мише столько добрых слов сказали.
-Кто?
-Кто... Вот сейчас мы, когда закончим, мы пойдем, найдем людей, кто сейчас приедет, которые очень хорошо знали Мишу. И которые выступали и собирали архив на эту тему. Вы воспользуйтесь этой информацией. Сейчас я потом вас сведу. Дальше...
-Я хочу, чтобы вы сказали, что Татьяна и Сергей Никитины вспоминали.
-Да-да, именно они вспоминали.
-Скажите вы, чтобы на камеру было записано.
-Пожалуйста. Сергей при встрече, он был здесь, Сергей и Таня...
-Фамилию. Никитины.
-Никитины (мне отшибает память, извините).
-Давайте еще раз. Просто я хочу, чтобы это записалось на камеру.
-Понял-понял. Сережа Никитин и Таня были очень близкими друзьями Миши. Они познакомились, познали себя на каких-то конкурсах, которые были в Москве певческие. Это уже отдельно независимо от института. И Сережа, выступая когда-то здесь уже у нас в Черноголовке и на физтехе, он сказал одну и ту же мысль, что Миша Балашов был одним из основоположников классического пения в ансамблях и постановке бригады, не бригады - ансамбля, 5 или 4 человека. Потому что в Москве много раз Миша выступал со своим квинтетом. Это может Андрей......., если вам удастся с ним встретиться, поскольку он участник этих поездок, он может сказать, наверное, я полагаю так, расскажет это дополнительно. А дальше про Мишу...
Значит, на физтехе он песенным творчеством занимался и заканчивал физтех. Когда окончили физтех (мы вместе окончили физтех) и получилось так, что нас обоих направили в Черноголовку сюда
жить. И когда мы приехали сюда, мы решили в одной комнате с ним.
Нас распределили в одну комнату с ним. В разные лаборатории. И поскольку в Черноголовке легко было жить и с жильем, то нам через полгода дали однокомнатную квартиру. Просто нам распределили. И мы сначала жили в общежитии втроем, а потом вот вдвоем.
-Как он был в быту?
-Вот про быт сейчас расскажу. В быту он очень интересный был человек. Поскольку все-таки его не очень влекла наука как таковая, потому что я могу сказать, что наука - это нечто мертвое от тебя остается - статьи, газеты, какие-то воспоминания. Его влекли больше люди, с кем общаться можно, кому что-то передавать свое, свою душу, свое тело, сердце передавать, то, что он понимал, что это навсегда. Если что-то доброе передашь человеку, после человека остается человек, который дальше передаст доброе.
И то, что вы сейчас делаете, пытаясь вспомнить Мишу добрыми словами, из-за этого он жил. Он знал, что я талантлив, я могу много сделать, я могу много передать. Если мы, наукой занимаясь, передаем свои статьи, которые потом очень скоро никому не нужны, то люди, как вы вот теперь, вы его ученики, вы всегда передадите доброе так же, как вас учил ваш учитель. И вы это делаете сейчас и это прекрасно. И когда мы жили с ним, он часто уезжал в Москву. Он не столько занимался наукой, сколько людьми. И через год, через два он просто оставил науку черноголовскую и уехал в школу работать. Его влекло туда. А как он увлекся этим делом, это было на глазах. Однажды он приходит, поскольку в Москву ездил, с ЦК ВЛКСМ очень был связан, занят и там была Зоя Зайцева (не Зайцева) секретарь московского горкома комсомола или какая-то ответственная и в каком-то разговоре, как они познакомились, я не помню, не знаю, потому что он приезжает в Черноголовку, мы вместе ночевали в квартире однокомнатной, он мне рассказывал. И сказал, что здесь есть лагерь такой "Орленок", и в этот "Орленок" Зоя собирает людей. Следующая смена. А "Орленок" был лагерь интересный тем, что собирал победителей разных олимпиад физмат, русской литературы, спортсменов, хоры, танцоров. Время ........ сезоны были по 40 дней такие. И вот он сказал: "Слушай, старик, здесь в "Орленке" собирается физико-математическая школа какая-то проводить сезон и набирается отряд вожатых. Давай поедем. Ему предложили выпускников физтеха
собрать и поехать в "Орленок". Я подумал. Давай поедем, почему не поехать. Собрали, соответственно, людей: знакомых, друзей, кому можно доверять и ребята хорошие. Таких и собрали как раз. И мы поехали туда. И я вспоминаю, когда мы приехали "Орленок"...
А вы знаете, наверное, об "Орленке" что-то?
-Нет. Вы как раз расскажите. Вы сказали, на ваших глазах он поменял свою...
-Именно так. Когда поехали туда впервые в "Орленок", во-первых, там были руководители "Орленка" очень разумные, интересные и очень не того времени люди. Они, теперешнего времени люди руководители, которые были там. Олег Газман... Я забыл фамилии их, людей, как-то неважно совершенно, много времени прошло. Но вот Олег Газман, директор или руководитель этого лагеря, идеологический руководитель, оказался великолепным педагогом. Он был директором школы где-то в каком-то городе. В "Орленок" тоже приехал, как и мы, все вместе. И когда мы приехали в этот лагерь, это было что-то удивительное. Во-первых, ребята там были - победители разных олимпиад, это было совершенно удивительно. И нам каждому дали (двум вожатым) 30 человек ребят. Ребят были очень интересные.
И вот здесь Миша проявил себя с удивительной, самой увлекательной стороны. Потому что он любил детей, по природе он был такой. Он очень любил. И достались в первую очередь сразу люди - талантливые ребята. В каждом (у меня в своем отряде были, у него в своем отряде были). И мы были два раза с ним в лагере.
Я могу путать в какой из годов этих был, Пахмутова приехала. Мишин отряд называется "Альтаир". Естественно, Пахмутова тоже как-то выделила его, как поющего, танцующего и музыканта хорошего.
И часто бывала в его отряде. И слушала, как вели себя ребята, куда ходили, в поход. Либо общее собрание было в лагере, либо каждый отряд своим занимался. И вот Николай Добронравов и Пахмутова как-то приходят и говорят: «Мы написали песню. Песня называется "Альтаир" про Мишин отряд».
...
С него веселые падют звезды, наши желанья придумать непросто
...
Слышали эту песню? Это вот как раз про "Альтаир". Эта песня пошла... очень известна была. И вторую песню тоже написали, это тоже... Забыл, как начинается, но, в общем, дружба Пахмутовой и Балашова была до самого конца, потому что Миша, когда еще и третий раз ездил в "Орленок", он собрал всю бригаду орлятскую и привез в Черноголовку вместе с Пахмутовой и Добронравовым. И у меня даже где-то доска была, где все-все расписались, в том числе Пахмутова и Добронравов.
Понимаете, он удивительный был человек в этом смысле в общении. Про ребят он рассказывал, как он в школу рвался и что он со своим ребятами делал. Куда в какие походы ходили, как они занимались, я уже...
-Знаете, что я у вас хотела спросить?
-Задавайте вопросы, потому что меня ведет.
-Вот вы говорите, он так любил детей. Про свое детство он что-нибудь рассказывал вам?
-Очень трудно сказать. Понимаете, когда живешь вот так с талантливым человеком, который нарасхват вообще, он действительно очень... Что он в Москве делал, я не знаю, когда он ездил туда. Потом я узнавал, что от ребята, занимается, в какие походы ходили, как он уроки свои построил, физически уроки.
Я могу мало сказать. Я могу общие такие слова, когда с ребятами встречался, какой человек, какие песни. Он приезжал, он начал писать, он сам сочинял музыку. У меня на глазах рождались песни. Потом выходил, садился, говорил: "Давай тебе спою эту или эту песню". И вместе мы пели какие-то песни. Я любил петь, он любил петь. Давай споем. Мы пели вдвоем, он на гитаре играл.
-Но про свое детство?
-Про свое детство я не могу.
-Про родителей? Про семью? Что-нибудь он вспоминал? Когда-нибудь говорил об этом?
-Мальчишки очень жесткие люди были и, наверное, такие сейчас. Не особенно прошлым озабочивались тогда. Это сейчас мы жалеем, что папа-мама ушли, а я так и не знаю, кто у папы-мамы был дедушка и прадедушка, а тем более сами рассказывать... у меня было то... Не вспомню. Думаю, что... не вспомню. Нелегкое было детство, очень нелегкое, по-моему, детство было. Миша откуда? Он из Вологды, да? Вот из Вологды, помню, заболела мама, он уезжал на несколько дней. Потом приехал, сказал, что мама умерла. Я тоже помню эти трагические дни для него. Он скрывал это. Он не очень любил рассказывать о тяжестях, о жизни.
Также, как и я ему мало чего рассказывал. Спроси его, а что я, кто я... Хотя у каждого своя очень интересная биография. Это сейчас мы понимаем. А тогда не очень озадачивались обсуждением таких вопросов.
Помню только, что однажды, приехав из Москвы, он сказал: "Слушай, старик, тут мне овчарку очень умную, тренированную собаку предлагают. Давай возьмем себе? А мы живем, питаемся в столовой ходим, ничего не готовим. А как мы жить будем? Нет-нет, мы проживем, все нормально будет. Будем следить, прокормим. Этим разговор окончился, я не сказал ни да, ни нет. Однажды приезжаю домой, а дома Миша и собака. Собака Алмаз, вспомнил. "Алмаз, это свой, это свой, подружись". Он обязан меня помирить, потому чтобы другом я был, чтобы она тоже меня принимала, собака. Мы помирились. Умная собака, очень тренированная. Ну, ладно. А кормить-то как же мы будем? Мы сами питались в соловой.
Первые дни мы в столовую ходили, там отходы были, и Зоя там была, буфетчица. Она всегда что-то оставляла.
А потом Миша, уезжая в Москву, день не приезжает, второй не приезжает. Я думаю: «Что же с Алмазом-то делать?» Кормил. А поскольку умная собака, тренированная, овчарка здоровая, в Москве сказал, что в Москве не могут держать соседи не разрешают, что-то вот такое. По такой причине вынуждены были отдать просто собаку умную очень.
Я уже здесь гулял с ней, на поводке держал, знакомил друзей с собакой, иногда она прыгала. А потом я понял, что я не могу, мне нужно уезжать, мне тоже надо было уезжать куда-то. В командировку посылали по работе. Как быть с Алмазом? Попросил из друзей: останься с Алмазом, ходи, корми, а потом, когда... а тот друг необязательный был, два дня вообще не приходил. И собака эта жила в комнате и выла, лаяла. Наши соседи уже начали возмущаться. Я звоню Мише. Приехал. Миша, нужно собаку, тяжело нельзя говорю: ну нельзя... Кормить-то надо ее. Тогда хорошо, привози. Садись в автобус, я тебя встречу. Я взял в автобус эту собаку, посадил под ноги (можно-нельзя) засунул под сиденье. Приехали. Миша встретил собаку, взял и отвел хозяевам.
Вот такой Миша был. Он любил хорошо людям делать. Сам делал много очень хорошего. Но в этой ситуации не сошлось. Не повезло.
-Отлично. Все, спасибо.
-Да, вот когда мы были в "Орленке, когда кончалась смена орлятская, по Мишиной идее, а давайте мы отдохнем сами, потому что это очень тяжелая смена была работать с ребятами, способными, талантливыми. Требовало больших издержек внутренних. Давайте сделаем поездку из Туапсе, где лагерь находится, до Тбилиси доедем, круг такой. Новороссийск и какие там города еще? И Грозный по пути к циклу(?), Гагры, Сухуми. И вот мы поехали. Собрались вожатые бывшие. И вот снимали. Я снимал тоже, у меня аппарат был там в "Орленке", много снимал. Вот это вот очень ценная фотография. Чем она ценная? Это ЗАГС Дом молодежи в Тбилиси очень красивый. Вот это два человека. Вот это, может быть, Неля ........... певица очень хорошая.
Миша всегда брал ее в ансамбль, она пела с ними. А вот это первый космонавт физтеха - Саша Серебров. Он потом стал космонавтом. Это все, естественно, понятно. И вот случайно я снял эту фотографию, очень интересно получилось, но никто не знает о ней, ее существовании. Сейчас я покажу просто ребятам. Так что вот эта фотография они.
-Хорошо.
-Воспоминания о Мише.
-Вот Неля Постовец (неразб.), вот эти вот, вот талантливый, гениальный ученый был, с нами ездил.
-Но Миша не был особенно гениальным ученым, да?
-Нет, гениальным ученым он не был. Гениальным человеком был, талантливым человеком был. Музыкантом был, песни у него. А да, вот-вот. Видите, про корову я говорил. Вот она, корова танцует настоящая самая. Но здесь Миши не было в этом походе.
Ага, вот корова на стадо коров. Видимо Миша вначале был. Случайно мог бы быть. Да, здесь Мишки не было. Здесь Фрейдин (?) был, Лазутин был, Мишин знакомый. Нет, Миши нет. Так что не буду вас отвлекать на фотографии. Это другие. Отсканировать? Отсканировать все можно.
-Возвращайте туда пока...
-Да, туда, где Миша. Миши здесь нет. А вот может здесь есть. Это сканы, которые, может, просто случайно... Нет, это не то.
А вот Филиппенко. Саня Филиппенко, знаете такого?
-Конечно.
-Вот артиста такого.
-Конечно.
-Вот это она, вот это я там сижу. А Миша был ногами, а потом перевернулся в головы.
-Повысили?
-Повысили, да.
А вот, кстати, когда с Мишей жили вместе в одной квартире, потом он уехал, а на его место пришел Саша Филиппенко. Потому что Саша Филиппенко тоже был направлен здесь, на работу сюда, но недолго тоже задержался здесь. А жил какое-то время вместе на месте Мишином.
-То есть это у вас была кузница талантов?
-Не кузница. Я попал в кузницу случайно талантов. Кстати, скоро Саши Филиппенко здесь концерт будет. Вот он уже скан. Нет, здесь нет.
-А вот у Миши какое-то лицо было, как... немножко раскосые глаза.
-Да-да, не знаю биографии. Действительно, не знаю. Не рассказывали друг другу ничего, кто что. Сейчас. Гена Новиков, который сейчас вот бегает, организатор сегодняшний. Здесь Миши, наверное, нет. Наверное, нет. Я ведь и говорю, что он мало ездил. А вот... Нет, это другой ансамбль. Это другой. Да, нет-нет. А вот-вот сейчас Кузнецову увидел.
-Что-то нашли?
-В ансамбле вот Кузнецова. Нет, это другой ансамбль. Это вот член Мишиного квинтета Коля Кузнецов, директор института нынче, академик.
-Переметнулся?
-Переметнулся.
-Давайте вернемся, аккуратненько сложим.
-Вот я таким был.
-Подождите, вас-то надо снять. А как же? Вот вы жили вот такой с Мишей, общались...
-Тогда вот она, простите. Сейчас-сейчас. Если снимать, то может вот.
-Это вы?
-Это я.
-Батюшки, атлет-то какой!
-Такой был, да. А вот это вот после концерта, во время концерта.
-Вспотел.
-Пот мокрый, мы там плясали и выкладывались полностью.
-Так, давайте теперь по фотографиям, где Миша.
-Давайте Мишины. А вот таким агитприветом мы всегда заканчивали после концерта. Концерт закончится, а утром всегда был такой монтаж. Ночью фотографии делали, печатали...... Вот Миша. Миша вот здесь вот есть. Это автобус едет к месту очередного концерта.
-Так где Миша-то?
-Вот Миша.
-Вот это вот я, а вот это Гарри Цой (?), а это Хамиляйнен. Это Галя Лаппо, в общем, все старые друзья. Так, давайте Мишу сейчас-сейчас. Где-то был Миша. Вот здесь вот Миша, но это не поймете ничего. Невозможно понять. Вот здесь вот Миша, но здесь тоже в толпе Миша. Это.... развалилось. Так. Вот так мы развлекались, отдыхали, бросали с рук...
-А курил вообще он? В институте курил уже?
-А я не помню, курил ли он вообще. Курил он, да?
-Он дымил.
-Нет, вот в комнате мы жили, никогда. Я не помню, чтобы курил.
-Значит, это позже. А где вот это?
-Я не курил, собственно, я как-то возражал, наверное, я не знаю. Но вот Миша.
-Вот Миша. Это агитбригада приехала в пионерский лагерь. Мы в разных местах останавливались и первым делом его тянуло к детям. И вот он узнал, что дели - давайте олимпиаду проведем, физмат олимпиаду для детишек. Вот это оргкомитет собрался, задачи обсуждаем. Вот Миша активно вот так вот. Здесь плохого качества фотографии, никто же не знал, что это для такой истории могут пригодится.
-Так. Где-то еще или все?
-Сейчас посмотрим.
-А где-то на аккордеоне вы показывали.
-Да-да-да. Вот-вот. Вот это наш хор, который там экспромтом всегда создавался. Вот здесь. Вот Миша, вот. Это он на аккордеоне играет, а это мы все поем. Многих уже нет и неудивительно. А вот это тоже Миша, только уже в этой же поездке, наверное. А может? Нет, в этой же, в тех же рубашках. А вот это Миша уже на гитаре. Ему все равно на чем было - на аккордеоне, на пианино играть, на гитаре играть. Да, а, по-моему, больше мы Мишу не нашли. Да?
-Да. Отлично. Теперь мы это крупно снимем.
-Это, пожалуйста, как хотите.
-Расставание с орлятами было очень тяжелое время для нас всех. Все их так полюбили и они, соответственно, нас. Что, когда они уезжали, много фотографий есть не в этом альбоме, в другом, где дети рыдали. Они не хотели уезжать, и мы не хотели с ними расставаться. У нас был сбор вообще талантливых людей, композитор был там модный(?), я забыл, как зовут его. 00,26 Он приходит и говорит: "Я песню написал – «26 одиноких вожатых»". Было 13 палаток с лагерями по два вожатых в каждой. Вот эту песню написал. Мы ее выучили и потом пели эту песню каждый раз. Прекрасная песня. Вот сейчас мне напомни... Я десяток лет не слышал ее.
-Вы можете ее напеть?
-Вот сейчас почти вспомнил. Что-то вспомнил. Что получится. (поет):
…
26 одиноких вожатых сиротливо грустят сейчас,
Милые ребята, вспоминайте нас.
Нас вместе осталось немного, близок разлуки час,
Давайте же вместе споем на дорогу прощальный орлятский вальс.
26 одиноких вожатых сиротливо грустят сейчас,
Милые ребята, вспоминайте нас.
…
Боюсь, что больше не вспомню. Это и так, слава богу, что вспомнил. Это 50 лет назад.
-Подарила. Это есть у меня где-то, да. Песня Балашова.
-Да-да-да.
-Есть это у меня. Прямо он сам поет на гитаре, с удовольствием слушаю, вспоминаю.
-Одно дело, когда мы вместе пели, а когда я послушаю эти песни, записанные, я почувствовал, что он растет и растет. Мастерство его растет и в песнопении и...