Воспоминания о Михалыче
Алла Янова
ученица школы №561
-Мне кажется, что под ее руководством (она же была руководитель школы, директор) и не чета современным директорам, которые офис-менеджеры. Она была человек, который объединяла творческих и создавала для них условия, когда каждый кто хочет, у кого есть в душе вот что-то сделать для детей...

-Есть, что детям отдать, да.

-Да. Я помню стольких людей, которых она... Филиппенко к нам приходил в школу! Этот артист, всемирно известный уже, такое имя. Он у нас в школе был. Я помню вечера, когда он выступал у нас в школе. У нас в школе выступали очень разные и поэты, и писатели. Ну все время старались для нас создать среду. Причем школа в рабочем районе, что потрясающе. Не в элитном, где все-таки интеллигенция...

-Да, в рабочем на окраине самой.

-Да, на окраине Москвы.

-К нам даже экстрасенсы приходили, проверяли.

-Да-да-да.

-Насколько мы были.

-Насколько, да. И это удивительно, что в рабочем...

-Никитин был...

-Да, Никитин был, да. Совершенно точно. С женой приезжали. И, конечно, Евгения Николаевна вокруг людей объединяла. И вот то, что их дуэт - Михал Михалыча и Евгении Николаевны - это просто потрясающе, потому что она создавала условия для того, чтобы, если есть в душе творческое начало, то оно распустилось, то человек мог реализовать себя. И в принципе, Михал Михалыч без педагогического образования, - это, вообще нонсенс.

-Физик.

-Он окончил физтех.

-Это, видимо, в крови.

-Да. И вот этот дар был, наверное, в крови.

-Да, это дар.

-Любил он детей.

-Любил детей и это был дар, который помогал ему от души подбирать те способы, приемы, как лучше преподнести материал, чтобы зажечь, чтобы увлечь, чтобы человек освоил это.

-С детьми говорил на равных.

-Да. Вот в чем дело, они поэтому и тянулись, и знали.

-И причем доверял.

-Доверял.

-Очень доверял. Я помню такой случай смешной однажды. Это, правда, смешной. Мы сбежали с урока. То ли с Заварзиной, то ли с Подвицкой, я сейчас не помню. Мы сбежали, честно говорю, с урока его. И нас засекли тут вот в овраге.

-Как не стыдно.

-Ты сама бегала.

-Стыдно ужасно. ЧП смотрели.

-Не помню, почему. Что-то нам надо было, и мы думаем: "Ну и ладно, ну и сходим, а потом на урок придем. Подумаешь, какое дело. Что там такого?" Подростки есть подростки. И мы сбежали. И потом он нас засек, что мы в овраге гуляем себе. "Так, понятно. А контрольная, значит, побоку". Мы говорим: "Да мы вообще эту
контрольную запросто решим" Он говорит: "Хорошо, мне нужны ответы." А там действительно были сложные задачи. И на следующий день встречаемся в школе. Он говорит: "Как ответы?" А я ему говорю ответ, потому что я решила, действительно все решила. Он говорит: "Хорошо, пятерку ставлю". Вы представляете? То есть это...

-Вместо того, чтобы потащить к директору.

-Да, чтобы потащить к директору, чтобы шею намылить, вызвать родителей, как обычно делали.

-Родителей вызвать там, да? Он говорит: "Ответ какой". Я говорю: "Ну и ответ вот такой получился". Он говорит: "Да, ответ правильный". Говорит: "Пятерку ставлю".

-И не зря, конечно.

-То есть у него была еще и вера. Вера в детей. Это очень помогало, это окрыляло. То есть после этого случая мы, конечно, просто были ошалевшими. Ничего себе! Думали к директору...

-Больше этого средства не позволяли.

-Нет, больше не позволяли.

-То есть положительно можно сделать больше, нежели нотацией.

-Если бы он нас отругал, мы бы думали, нашли бы еще ходы-выходы, как это можно сделать. Но вот это, пожалуй, смешное.

-Да.

-Вот так.

-Я была очень серьезной пионеркой, такой серьезной, что просто все даже так и говорили, что ...... сейчас сказал что?

-Что ты в 541-й тоже была очень серьезной.

-Тоже была очень серьезной.

-Вот. Мы две были серьезные.

-Две были серьезные.

-Я такая серьезная приехала потом сюда, в эту школу.

-Перешла, да, в 541-ю. Серьезная.

-В 561-ю.

-Но тут подростковый возраст. И как бы все подружки начинают какие-то... И вот я дочке много раз рассказывала очень смешную историю про себя. Она говорит: "Как тебя Евгения Николаевна не выгнала из школы?" Я говорю: "Я не знаю". Вот озеро, наше здесь озеро. Я набрала в озере прыгали маленькие головастики, лягушата маленькие. Лягушата. И я в спичечные коробки, в несколько набрала маленьких лягушечек. И вот у нас линейка. И на этой линейке мы все выстраиваемся, то есть у нас очень много было ритуалов в школе. Традиций очень много, это было потрясающе.

-Это сплачивает.

-Очень сплачивает людей, да. И вот какая-то очередная линейка. И эта серьезная пионерка из кармана, открывает эти коробочки и так раз, и высыпает лягушат. Лягушата все по линейке прыгают, маленькие, крошечные, конечно, все хохочут, все падают просто от смеха. И естественно, что никакой линейки не получилось.

-Сорвала мероприятие.

-Сорвала линейку. Это вот один случай такой, что вот такое было. Но это не одно мое приключение. Второе приключение то, что я...

-Что у тебя в голове-то было?

-Я не помню сейчас, что в голове было.

-Плохо.

-Вот так вот хотелось, да.

-Нет, мне просто интересно.

-Мы тоже сбегали.

-То же, что и у тебя в 12 лет было, то и у нее.

-Второе приключение то, что мы сбежать решили с урока. Я уже не помню, какой повод. Мы решили сбежать с урока. А куда сбежать? Да вот тут у нас овраг перед школой.

-Бывает порыв такой сбежать.

-И у нас был порыв сбежать с урока. Никогда не сбегали, а решили сбежать. Но тем более контрольная по физике. Это сам бог велел. Мы сбежали с урока и вот гуляем в этом овраге. Там деревья растут, гуляем, гуляем и вдруг в конце прогулки нас засекает Михалыч. И увидел и говорит: "Так, на уроке не были, контрольную прогуляли". А я говорю: "Ну и что? А я задачу решу". Он говорит: "Решишь? Ну принеси завтра ответ". Я говорю: "Запросто". И на следующий день только я прихожу в школу, тут же встречаю Михалыча. Он говорит: "Ну что? Как ответ задачи?" Я говорю: "Решила". А он давал повышенной сложности задачи. И я ему говорю, какой ответ. Он говорит: "Так, пятерку ставлю". Я была поражена просто. Это настолько... Мы все были просто в шоке, потому что думали: "Ну все...

-Вместо похода к директору...

-Вот именно! Вместо похода к директору, вместо того, чтобы шею намылили и там отругали. Он говорит: "Ну все, ладно, пятерку ставлю, правильный ответ". Таких вот, таких необычайных совершенно приемов педагогических в его, конечно, практике было много. Он к каждому своему ученику подбирал какой-то ключик. Он каждого видел и старался понять, вот что представляет собой, почему его действия... Здесь он понял: девчонки решили гульнуть. Ну похулиганили, но главное, чтобы был результат. Решили? Отлично. Отлично, все. И вот в этом, конечно, уникальный, что не имея педагогического образования, как сейчас говорят: обязательная подготовка, повышение квалификации!

-Сейчас многим, да, говорят обязательно то, обязательно то... Если души нет и желания, людей не любишь, совершенно ничего обязательного не будет.

-Да, не будет.

-Независимо от того, что ты получил квалификацию, имеешь там документ о повышении квалификации. Не в документе дело, а в том, что человек должен гореть детьми. Должен стараться понять детей и вот он к каждому подбирал какой-то...

-Надо свой багаж иметь.

-Да. Был уникальный. Человек одаренный от природы именно педагогическим содержанием, потому что он вообще выпускник МФТИ. Для нас это было "ой, это орел, это что-то небесное было", когда мы говорили и там про МФТИ, это действительно, МГУ и МФТИ...

-Конечно, когда тоже к вам пришли, увидели ваш класс, Михал Михалыча, мы пропали. Да. Да. И мы сразу с Ольгой мы обговаривали, появились мысли, как бы нам сюда перейти к вам. Потому что ваш класс и наш класс - это было небо и земля.

-Да-да.

-И наши учителя, и ваши учителя.

-Да, у нас еще кроме того, что уроки были же постоянные вечера...

-Они нас учили, все, но вот душевных отношений у нас не было с ними.

-Мы обожали... Нет, у нас хорошая была и литераторша, и математик.

-Но это просто хорошие педагоги, учителя.

-Но у нас душевного такого состояния не было. Мы учились хорошо, мы их любили, но такого коллектива, такой дружбы не было.

-Никогда мы ни в походы не ходили, никуда. Если были, то такие не очень интересные.

-Очень многое для этого, конечно, вечера давали. Вот мы пели много. Я считаю, что песня - это то, что духовно объединяет людей, а детей тем более. Через песню можно дойти и затронуть те струны, которые внешними словами... Через хорошую песню можно очень многое выразить и очень многое показать.

-Он пел душевно.

-Он пел, да, душа у него. Голос был не такой, чтобы там выступать на эстраде, а голос был именно - пела душа.

-Ну как Марк Бернес. Голоса не было, а весь мир его боготворил.
Поэтому мы все песни, которые выучили тогда до сих пор...

-По жизни все пронесли.

-По жизни все пронесли и хоть редко встречаемся, но обязательно песни поем.

-Если слышишь эту песню, так все время заиграешь и слушаешь и сразу ностальгия.

-Но вот давайте какую-нибудь...

-Ну начинай.


-Красный отблеск семафора лег на рельсы, лег на рельсы,
Видно, поезд твой нескоро, ты согрейся, ты согрейся.
Рельсы лунною дорожкой вдаль уходят все быстрее
Дай-ка, я твои ладошки отогрею, отогрею.
Рельсы лунною дорожкой вдаль уходят все быстрее
Дай-ка, я твои ладошки отогрею, отогрею.


...
-С неба лиловые падают звезды
Даже желанье придумать не просто
На небосклоне обычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир.
Звездопад, звездопад –
Это к счастью, друзья, говорят,
Мы оставим на память в палатке
Эту песню для новых орлят.
...

...
-Синяя крона, малиновый звон
Звяканье шишек зеленых
Где-то по комнатам ветер прошел
Там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел
Слышится их перекличка.
Вот январь накатил, налетел бешеный как электричка.
Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили
Громко в картонные трубы трубя
Словно на подвиг спешили
Даже поверилось как-то на миг
Дать в простодушье сердечном
Женщины той очарованный лик.................вечном.


-Вот так мы помним песни.


-Горит огонь, горит
На смену декабрям приходят январи.
Нам все дано сполна и радость, и успех
Одна на всех весна,
Одна, одна на всех.
Прожить бы жизнь дотла
А там пускай ведут за все твои дела
На самый страшный суд.
Пусть оправданья нет и 10 лет спустя,
Семь бед - один ответ, пустяк.


-Вот так.

-Что-то мы помним, что-то не помним, но каждый раз, когда мы встречаемся... Это вот мои друзья с самой ранней юности, с самого раннего детства.

-С ясель.

-С ясель, можно сказать. Да, с ясель. Я вот с Танюшкой ездила вместе отдыхать, мама брала меня вплоть до того, что с Ольгой мы все время тоже очень дружны, поэтому это самые близкие подруги, но не по школе, а вот по раннему детству. Так вот мы всегда вспоминаем песни, которыми нас наградил Михалыч. Потому что эти песни, они вошли в душу просто.

-В кровь.

-В душу, в кровь, да. И вот я иногда хожу, ловлю себя на мысли: "Ага, вышла там, где-то, идешь, и у тебя в голове звучит музыка, какие-то слова вспоминаются"

-Не ай, хей, ла-ла лей.

-Вот именно, не это. А "Синяя крона, малиновый звон, звяканье шишек зеленых" или там другие, но их очень много песен, и мы все время вспоминаешь неожиданно то одну, то другую песню. А песня - это то, что объединяет людей, то, что духовно сближает.

И поэтому, я считаю, что нам благодаря тому, что у нас были песни, костры, походы, что мы читали стихи, то есть это дало очень много для нашей взрослой и пожилой жизни.

-Мы не считаем себя пожилыми, но на самом деле это так.

-Да, пожилой жизни.

-Поэтому мы с благодарностью вспоминаем Михал Михалыча. Вот так.

-Ну вот хотелось бы вспомнить зимние лагеря, которые для нас были такой особой вехой и сейчас они вспоминаются, как что-то сказочное, чудо, потому что удивляло там многое. Первое, что удивляло, что мы выезжали с друзьями Михал Михалыча, которые из других совершенно сфер и нам казалось: как, если уж как воспитатели едут, то это педагогическое должно быть образование или там педагоги едут. Приезжали его друзья, настоящие друзья, истинные. До сих пор о нем помнят и до сих пор вспоминают его. Это Андрей Анисимович,и я помню, как удивлялись. Надо же! Один биолог, другой, Борис, хирург. Думаю: врач, хирург, биолог в наши зимние лагеря. И вот этот состав, очень разнообразный такой, такой колорит какой-то необыкновенный давал тому, что происходило в зимних лагерях. И конечно, мы вспоминаем с благодарностью лыжи, снег, печки, сами готовили по очереди, это дежурства, это все.

-И родители как доверяли ему, что отпускали детей со спокойной душой.

-Совершенно верно.

-Со спокойной душой отдыхали. И мы там все как селедки в одном помещении, в своих мешочках спальных все укладывались по режиму, спать, вставать, умываться. Все это было очень четко, так что главное было то, что потом вспоминается, как сказка просто, зимняя сказка. И вот эти зимние лагеря для нас - это сказка, которую несешь через всю жизнь. Особенно мне запомнилась песня. Давайте, девочки, напомним первый куплет.


Ночь да снег, да путь далек.
На снегу покатом только тлеет огонек
Одинокой хаты.
Облака луну таят, звезды смотрят скупо
Сосны зимние стоят,
Как бойцы в тулупах.
Сосны зимние стоят,
Как бойцы в тулупах


-Вот уже, взрослая, я, уезжая на отдых, и как только попадала в такие места, где сосны, лес, тишина, огромный снег, мне сразу эта песня. Пронзительно звучит эта песня и вспоминаешь то, что что-то было в юности такое, которое было прекрасно. И вот это прекрасное, оно...

-Греет до сих пор.

-До сих пор греет, до сих пор, да. Поэтому много было такого, что можно было вспоминать.
Made on
Tilda