-Мне кажется, что под ее руководством (она же была руководитель школы, директор) и не чета современным директорам, которые офис-менеджеры. Она была человек, который объединяла творческих и создавала для них условия, когда каждый кто хочет, у кого есть в душе вот что-то сделать для детей...
-Есть, что детям отдать, да.
-Да. Я помню стольких людей, которых она... Филиппенко к нам приходил в школу! Этот артист, всемирно известный уже, такое имя. Он у нас в школе был. Я помню вечера, когда он выступал у нас в школе. У нас в школе выступали очень разные и поэты, и писатели. Ну все время старались для нас создать среду. Причем школа в рабочем районе, что потрясающе. Не в элитном, где все-таки интеллигенция...
-Да, в рабочем на окраине самой.
-Да, на окраине Москвы.
-К нам даже экстрасенсы приходили, проверяли.
-Да-да-да.
-Насколько мы были.
-Насколько, да. И это удивительно, что в рабочем...
-Никитин был...
-Да, Никитин был, да. Совершенно точно. С женой приезжали. И, конечно, Евгения Николаевна вокруг людей объединяла. И вот то, что их дуэт - Михал Михалыча и Евгении Николаевны - это просто потрясающе, потому что она создавала условия для того, чтобы, если есть в душе творческое начало, то оно распустилось, то человек мог реализовать себя. И в принципе, Михал Михалыч без педагогического образования, - это, вообще нонсенс.
-Физик.
-Он окончил физтех.
-Это, видимо, в крови.
-Да. И вот этот дар был, наверное, в крови.
-Да, это дар.
-Любил он детей.
-Любил детей и это был дар, который помогал ему от души подбирать те способы, приемы, как лучше преподнести материал, чтобы зажечь, чтобы увлечь, чтобы человек освоил это.
-С детьми говорил на равных.
-Да. Вот в чем дело, они поэтому и тянулись, и знали.
-И причем доверял.
-Доверял.
-Очень доверял. Я помню такой случай смешной однажды. Это, правда, смешной. Мы сбежали с урока. То ли с Заварзиной, то ли с Подвицкой, я сейчас не помню. Мы сбежали, честно говорю, с урока его. И нас засекли тут вот в овраге.
-Как не стыдно.
-Ты сама бегала.
-Стыдно ужасно. ЧП смотрели.
-Не помню, почему. Что-то нам надо было, и мы думаем: "Ну и ладно, ну и сходим, а потом на урок придем. Подумаешь, какое дело. Что там такого?" Подростки есть подростки. И мы сбежали. И потом он нас засек, что мы в овраге гуляем себе. "Так, понятно. А контрольная, значит, побоку". Мы говорим: "Да мы вообще эту
контрольную запросто решим" Он говорит: "Хорошо, мне нужны ответы." А там действительно были сложные задачи. И на следующий день встречаемся в школе. Он говорит: "Как ответы?" А я ему говорю ответ, потому что я решила, действительно все решила. Он говорит: "Хорошо, пятерку ставлю". Вы представляете? То есть это...
-Вместо того, чтобы потащить к директору.
-Да, чтобы потащить к директору, чтобы шею намылить, вызвать родителей, как обычно делали.
-Родителей вызвать там, да? Он говорит: "Ответ какой". Я говорю: "Ну и ответ вот такой получился". Он говорит: "Да, ответ правильный". Говорит: "Пятерку ставлю".
-И не зря, конечно.
-То есть у него была еще и вера. Вера в детей. Это очень помогало, это окрыляло. То есть после этого случая мы, конечно, просто были ошалевшими. Ничего себе! Думали к директору...
-Больше этого средства не позволяли.
-Нет, больше не позволяли.
-То есть положительно можно сделать больше, нежели нотацией.
-Если бы он нас отругал, мы бы думали, нашли бы еще ходы-выходы, как это можно сделать. Но вот это, пожалуй, смешное.
-Да.
-Вот так.
-Я была очень серьезной пионеркой, такой серьезной, что просто все даже так и говорили, что ...... сейчас сказал что?
-Что ты в 541-й тоже была очень серьезной.
-Тоже была очень серьезной.
-Вот. Мы две были серьезные.
-Две были серьезные.
-Я такая серьезная приехала потом сюда, в эту школу.
-Перешла, да, в 541-ю. Серьезная.
-В 561-ю.
-Но тут подростковый возраст. И как бы все подружки начинают какие-то... И вот я дочке много раз рассказывала очень смешную историю про себя. Она говорит: "Как тебя Евгения Николаевна не выгнала из школы?" Я говорю: "Я не знаю". Вот озеро, наше здесь озеро. Я набрала в озере прыгали маленькие головастики, лягушата маленькие. Лягушата. И я в спичечные коробки, в несколько набрала маленьких лягушечек. И вот у нас линейка. И на этой линейке мы все выстраиваемся, то есть у нас очень много было ритуалов в школе. Традиций очень много, это было потрясающе.
-Это сплачивает.
-Очень сплачивает людей, да. И вот какая-то очередная линейка. И эта серьезная пионерка из кармана, открывает эти коробочки и так раз, и высыпает лягушат. Лягушата все по линейке прыгают, маленькие, крошечные, конечно, все хохочут, все падают просто от смеха. И естественно, что никакой линейки не получилось.
-Сорвала мероприятие.
-Сорвала линейку. Это вот один случай такой, что вот такое было. Но это не одно мое приключение. Второе приключение то, что я...
-Что у тебя в голове-то было?
-Я не помню сейчас, что в голове было.
-Плохо.
-Вот так вот хотелось, да.
-Нет, мне просто интересно.
-Мы тоже сбегали.
-То же, что и у тебя в 12 лет было, то и у нее.
-Второе приключение то, что мы сбежать решили с урока. Я уже не помню, какой повод. Мы решили сбежать с урока. А куда сбежать? Да вот тут у нас овраг перед школой.
-Бывает порыв такой сбежать.
-И у нас был порыв сбежать с урока. Никогда не сбегали, а решили сбежать. Но тем более контрольная по физике. Это сам бог велел. Мы сбежали с урока и вот гуляем в этом овраге. Там деревья растут, гуляем, гуляем и вдруг в конце прогулки нас засекает Михалыч. И увидел и говорит: "Так, на уроке не были, контрольную прогуляли". А я говорю: "Ну и что? А я задачу решу". Он говорит: "Решишь? Ну принеси завтра ответ". Я говорю: "Запросто". И на следующий день только я прихожу в школу, тут же встречаю Михалыча. Он говорит: "Ну что? Как ответ задачи?" Я говорю: "Решила". А он давал повышенной сложности задачи. И я ему говорю, какой ответ. Он говорит: "Так, пятерку ставлю". Я была поражена просто. Это настолько... Мы все были просто в шоке, потому что думали: "Ну все...
-Вместо похода к директору...
-Вот именно! Вместо похода к директору, вместо того, чтобы шею намылили и там отругали. Он говорит: "Ну все, ладно, пятерку ставлю, правильный ответ". Таких вот, таких необычайных совершенно приемов педагогических в его, конечно, практике было много. Он к каждому своему ученику подбирал какой-то ключик. Он каждого видел и старался понять, вот что представляет собой, почему его действия... Здесь он понял: девчонки решили гульнуть. Ну похулиганили, но главное, чтобы был результат. Решили? Отлично. Отлично, все. И вот в этом, конечно, уникальный, что не имея педагогического образования, как сейчас говорят: обязательная подготовка, повышение квалификации!
-Сейчас многим, да, говорят обязательно то, обязательно то... Если души нет и желания, людей не любишь, совершенно ничего обязательного не будет.
-Да, не будет.
-Независимо от того, что ты получил квалификацию, имеешь там документ о повышении квалификации. Не в документе дело, а в том, что человек должен гореть детьми. Должен стараться понять детей и вот он к каждому подбирал какой-то...
-Надо свой багаж иметь.
-Да. Был уникальный. Человек одаренный от природы именно педагогическим содержанием, потому что он вообще выпускник МФТИ. Для нас это было "ой, это орел, это что-то небесное было", когда мы говорили и там про МФТИ, это действительно, МГУ и МФТИ...
-Конечно, когда тоже к вам пришли, увидели ваш класс, Михал Михалыча, мы пропали. Да. Да. И мы сразу с Ольгой мы обговаривали, появились мысли, как бы нам сюда перейти к вам. Потому что ваш класс и наш класс - это было небо и земля.
-Да-да.
-И наши учителя, и ваши учителя.
-Да, у нас еще кроме того, что уроки были же постоянные вечера...
-Они нас учили, все, но вот душевных отношений у нас не было с ними.
-Мы обожали... Нет, у нас хорошая была и литераторша, и математик.
-Но это просто хорошие педагоги, учителя.
-Но у нас душевного такого состояния не было. Мы учились хорошо, мы их любили, но такого коллектива, такой дружбы не было.
-Никогда мы ни в походы не ходили, никуда. Если были, то такие не очень интересные.
-Очень многое для этого, конечно, вечера давали. Вот мы пели много. Я считаю, что песня - это то, что духовно объединяет людей, а детей тем более. Через песню можно дойти и затронуть те струны, которые внешними словами... Через хорошую песню можно очень многое выразить и очень многое показать.
-Он пел душевно.
-Он пел, да, душа у него. Голос был не такой, чтобы там выступать на эстраде, а голос был именно - пела душа.
-Ну как Марк Бернес. Голоса не было, а весь мир его боготворил.
Поэтому мы все песни, которые выучили тогда до сих пор...
-По жизни все пронесли.
-По жизни все пронесли и хоть редко встречаемся, но обязательно песни поем.
-Если слышишь эту песню, так все время заиграешь и слушаешь и сразу ностальгия.
-Но вот давайте какую-нибудь...
-Ну начинай.
…
-Красный отблеск семафора лег на рельсы, лег на рельсы,
Видно, поезд твой нескоро, ты согрейся, ты согрейся.
Рельсы лунною дорожкой вдаль уходят все быстрее
Дай-ка, я твои ладошки отогрею, отогрею.
Рельсы лунною дорожкой вдаль уходят все быстрее
Дай-ка, я твои ладошки отогрею, отогрею.
…
...
-С неба лиловые падают звезды
Даже желанье придумать не просто
На небосклоне обычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир.
Звездопад, звездопад –
Это к счастью, друзья, говорят,
Мы оставим на память в палатке
Эту песню для новых орлят.
...
...
-Синяя крона, малиновый звон
Звяканье шишек зеленых
Где-то по комнатам ветер прошел
Там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел
Слышится их перекличка.
Вот январь накатил, налетел бешеный как электричка.
Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили
Громко в картонные трубы трубя
Словно на подвиг спешили
Даже поверилось как-то на миг
Дать в простодушье сердечном
Женщины той очарованный лик.................вечном.
…
-Вот так мы помним песни.
…
-Горит огонь, горит
На смену декабрям приходят январи.
Нам все дано сполна и радость, и успех
Одна на всех весна,
Одна, одна на всех.
Прожить бы жизнь дотла
А там пускай ведут за все твои дела
На самый страшный суд.
Пусть оправданья нет и 10 лет спустя,
Семь бед - один ответ, пустяк.
…
-Вот так.
-Что-то мы помним, что-то не помним, но каждый раз, когда мы встречаемся... Это вот мои друзья с самой ранней юности, с самого раннего детства.
-С ясель.
-С ясель, можно сказать. Да, с ясель. Я вот с Танюшкой ездила вместе отдыхать, мама брала меня вплоть до того, что с Ольгой мы все время тоже очень дружны, поэтому это самые близкие подруги, но не по школе, а вот по раннему детству. Так вот мы всегда вспоминаем песни, которыми нас наградил Михалыч. Потому что эти песни, они вошли в душу просто.
-В кровь.
-В душу, в кровь, да. И вот я иногда хожу, ловлю себя на мысли: "Ага, вышла там, где-то, идешь, и у тебя в голове звучит музыка, какие-то слова вспоминаются"
-Не ай, хей, ла-ла лей.
-Вот именно, не это. А "Синяя крона, малиновый звон, звяканье шишек зеленых" или там другие, но их очень много песен, и мы все время вспоминаешь неожиданно то одну, то другую песню. А песня - это то, что объединяет людей, то, что духовно сближает.
И поэтому, я считаю, что нам благодаря тому, что у нас были песни, костры, походы, что мы читали стихи, то есть это дало очень много для нашей взрослой и пожилой жизни.
-Мы не считаем себя пожилыми, но на самом деле это так.
-Да, пожилой жизни.
-Поэтому мы с благодарностью вспоминаем Михал Михалыча. Вот так.
-Ну вот хотелось бы вспомнить зимние лагеря, которые для нас были такой особой вехой и сейчас они вспоминаются, как что-то сказочное, чудо, потому что удивляло там многое. Первое, что удивляло, что мы выезжали с друзьями Михал Михалыча, которые из других совершенно сфер и нам казалось: как, если уж как воспитатели едут, то это педагогическое должно быть образование или там педагоги едут. Приезжали его друзья, настоящие друзья, истинные. До сих пор о нем помнят и до сих пор вспоминают его. Это Андрей Анисимович,и я помню, как удивлялись. Надо же! Один биолог, другой, Борис, хирург. Думаю: врач, хирург, биолог в наши зимние лагеря. И вот этот состав, очень разнообразный такой, такой колорит какой-то необыкновенный давал тому, что происходило в зимних лагерях. И конечно, мы вспоминаем с благодарностью лыжи, снег, печки, сами готовили по очереди, это дежурства, это все.
-И родители как доверяли ему, что отпускали детей со спокойной душой.
-Совершенно верно.
-Со спокойной душой отдыхали. И мы там все как селедки в одном помещении, в своих мешочках спальных все укладывались по режиму, спать, вставать, умываться. Все это было очень четко, так что главное было то, что потом вспоминается, как сказка просто, зимняя сказка. И вот эти зимние лагеря для нас - это сказка, которую несешь через всю жизнь. Особенно мне запомнилась песня. Давайте, девочки, напомним первый куплет.
…
Ночь да снег, да путь далек.
На снегу покатом только тлеет огонек
Одинокой хаты.
Облака луну таят, звезды смотрят скупо
Сосны зимние стоят,
Как бойцы в тулупах.
Сосны зимние стоят,
Как бойцы в тулупах
…
-Вот уже, взрослая, я, уезжая на отдых, и как только попадала в такие места, где сосны, лес, тишина, огромный снег, мне сразу эта песня. Пронзительно звучит эта песня и вспоминаешь то, что что-то было в юности такое, которое было прекрасно. И вот это прекрасное, оно...
-Греет до сих пор.
-До сих пор греет, до сих пор, да. Поэтому много было такого, что можно было вспоминать.